Анализ и оценка итогов контроля подразумевают
сопоставление свойств (качеств) достигнутых учащимися результатов с
запланированными НРУ. Для этой цели удобно использовать поэлементный анализ
работы. Все основные принципы контроля должны быть отражены в общей задаче
контроля. Только после этого можно приступить к подбору и конструированию соответствующих
средств контроля.
В зависимости от места контроля различают следующие его виды.
По месту в учебном процессе
Вводный – актуализация опорных или остаточных
знаний по теме
Текущий – контроль усвоения учебного
материала в самом ходе познавательного процесса
Тематический – итоговый по теме (или
другой логически завершенной части учебного материала
Итоговый - контроль усвоения учебного
материала за весь курс обучения
По форме
Индивидуальный
Фронтальный (массовый)
По способу
Устный
Письменный
Практический
Вводный контроль необходим для
получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, о
понимании ими целей изучения иностранного языка, об индивидуальных
особенностях, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в
целях общения. Так же он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и
навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на
допустимую сложность учебного материала.
Нужно
отметить, что данный вид контроля не всегда используется учителями, хотя он
имеет очень большое значение для успешной работы с разными категориями
учащихся, также служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и
руководства учебным процессом.
Как
известно из практики, для изучения иностранного языка очень важно, чтобы у
учащихся не было значительных пробелов, так как ликвидировать самостоятельно
они эти пробелы не смогут. Поэтому в этом случае учителю будет весьма
проблематично двигаться с группой вперед.
Есть
еще один не маловажный момент. Часто в класс прибывают новые ученики. Для того
чтобы они полноценно включились в работу данной группы, учитель должен знать их
сильные и слабые стороны. Отметки, которые им выставляли в предыдущей школе, не
всегда соответствуют действительности, так как отсутствуют объективные способы
контроля, единые для всех.
Поэтому
при знакомстве с новой группой целесообразно проверить уровень сформированности
вечевых умений.
На
основании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы в
календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы
следует уделить большее внимание.
Текущий контроль является одним из основных видов
проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает учителю
выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые
сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются
элементы нового материал. При выполнении учащимися упражнений и заданий к
учителю поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти
показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода
обучения.
Ведущая
задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся
и ее корректировка. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процессе
становления речевых умений, т.е. в разные моменты цепочки уроков, то основным
объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков.
Текущий
контроль в ходе урока необходим, прежде всего для проверки первичного усвоения
вновь разучиваемых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых
единиц.
Текущий
контроль охватывает и речевые умения.
Другими
важными задачами от текущего контроля является стимуляция регулярной,
напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной
деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями
самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Периодический контроль позволяет определить качество
изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он
предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными
знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема
материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках
несколько раз в четверть или семестр.
Периодический
контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как он
проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного
материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная
деятельность.
Итоговый контроль – интегрирующий контроль,
направленный на проверку конечных результатов обучения, выявления степени
овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе
изучения иностранного языка. При подготовке к нему происходят более углубленное
обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания
на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся
проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку на этом
этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и
навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным
параметрам, предусмотренным программой.
В современной педагогической и
методической литературе можно встретить следующие формы контроля: устный,
письменный, тестирование.
В практике
преподавания всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать.
Однако и понимание читаемого, хотя чтение является умением в области письменной
речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем
письменная проверка. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на
вопрос, развитию памяти учащихся.
Опрос
– это хорошо известная, широко распространенная форма контроля, вариант текущей
проверки, органически связанной с ходом урока. Она является наиболее распространенной
и адекватной формой контроля знаний учащихся.
При
устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и
учеником, в процессе которого учитель получает широкие возможности для изучения
индивидуальных особенностей усвоения учеником учебного материала. Также к
положительным сторонам устной формы проверки можно отнести то, что она
позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности
качества: речевую реакцию, речевую автоматизацию, характер остановок,
ситуативность речи.
Основу
устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или
вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает
ответа учащегося. Это может быть и рассказ ученика по определенной теме, а
также его объяснение или сообщение.
В
методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный,
комбинированный, взаимный.
Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить
более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный
недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при
индивидуальном опросе отвечает лишь один ученик, а остальные учащиеся остаются
пассивными. Поэтому учителю следует, спрашивая одного ученика, давать установку
остальным таким образом, чтобы этот процесс был обучающим, то есть обеспечивал
мобилизацию и активность внимания всех учащихся. Учащиеся могут предложить свой
план ответа или исправить те ошибки, которые были допущены при ответе их
одноклассником. Нужно рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу
ответа. В этом случае можно будет оценить не только того, кто отвечал, но и
того, кто принимал участие в обсуждении ответа.
Также
можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановку
вопросов учащемуся, отвечающему у доски. Если отвечающий учащийся испытывает
определенные затруднения, то можно предложить остальным ученикам группы
поставить ему вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили
полностью и логично раскрыть содержание, например, пересказа текста.
Для
организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса учитель
может дать и такое задание, как приведение своих примеров по заданной теме. Но
для этого обязательно нужно сделать установку на подобный вид работы.
Даже
небольшой по времени индивидуальный контроль, с одной стороны, приводит к
относительной пассивности всего коллектива, а, с другой стороны, выступающий
имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи.
Вопросы
для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными,
охватывающими основной материал. Их содержание должно стимулировать учащихся
логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать
убедительные примеры, делать обоснованные выводы и этим способствовать
объективному выявлению знаний.
Эта
форма контроля является довольно распространенной в современной школе, причем
на одном уроке один и тот же ученик может отвечать неоднократно. Как уж
говорилось выше, при таком опросе может иметь место монологическое высказывание
одного ученика по теме, по ситуации общения в связи с прочитанным или
прослушанным текстом, заранее подготовленное сообщение и так далее.
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся,
поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
Таким
образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая форма контроля
подготовленной и неподготовленной монологической (а иногда и диалогической)
речи учащихся и уровне ее сформированности. В этом и есть основное достоинство
индивидуального опроса как формы контроля.
Фронтальный
опрос - это такой этап урока, на котором, как правило, учитель
опрашивает учащихся всей группы. Такая регулярная
форма
контроля может проводиться несколько раз в течение урока. Фронтальный опрос
обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления
знаний и умений.
Как
форма контроля он имеет определенные достоинства и недостатки. К его
положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременно
всех учащихся группы, интенсивная активизация их мышления, памяти, внимания,
ускоренной речевой реакции, обучающий эффект, а также возможность оценивать
(поставить отметки) за один и тот же отрезок времени всех или большинство
учащихся группы. При фронтальном контроле все учащиеся находятся в напряжении,
так как знают, что их в любую минуту могут вызвать, поэтому их внимание
сосредоточено, а мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведется в
группе.
Для
того чтобы вовлечь в работу всех учащихся, вопросы учителя должны допускать
краткую форму ответа, быть лаконичными, логически связанными друг с другом,
даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли
раскрыть содержание темы. С помощью фронтального опроса учитель имеет
возможность проверить выполнение домашнего задания, готовность к усвоению
нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового
учебного материала, который только что был преподнесен на уроке.
Отдельно хотелось бы выделить такую,
наиболее распространенную форму
письменного контроля, как тест.
Тесты являются наиболее экономной формой контроля и
объективным показателем степени усвоения учащимися того или иного языкового
материала.
Тесты выполняют две различные функции: контролирующую
и обучающую.
К тестам, выполняющим
контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие
у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты,
проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными
речевыми умениями за определенный период обучения. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы
состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка,
выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение
традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку
основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому,
или иному ученику. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого
состоит в том, чтобы поставлять
количественную информацию. Тестирование
в обучении ИЯ проводится для выявления 1) уровня достижения в
определенном виде деятельности; 2) способностей к определенному виду
деятельности; 3) трудностей в овладении тем
или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.
В практической
деятельности преподавателям чаще приходится
встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие
умения в речевой деятельности или достижения
определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения.
Тесты
могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися
уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению
самого учебного процесса.
Тесты могут определять
уровень обученности и/или языковой компетенции учащегося относительно уровня
других учащихся (нормо-ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например уровня обученности
(критериально - ориентированный).
Таким
образом, результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности учащихся, для отбора их в то
или иное учебное заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения в
зависимости от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обучения.
Приложение
№1
Форма контроля
|
преимущества
|
недостатки
|
Устная
|
-способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся |
не является объективной и валидной благодаря «эффекту контраста»
|
Письменная
|
-можно охватить одновременно всех учащихся, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы; - эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. |
_невозможно проверить умение учащихся вести беседу или высказываться по теме;
|
Индивидуальная
|
-возможность
с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося;
-более глубокий опрос,
он дает практиковаться уч-ся в устной связной речи.
|
-малый охват обучающихся
в ходе урока;
_снижение активности остальных учащихся во время
беседы с одним из учеников;
_может привести к относительной пассивности всего класса.
|
Фронтальная
|
возможность охвата
проверяющим
одновременно всех учащихся группы;
высокая активность учащихся;
высокий темп работы,
который может варьироваться.
|
_поверхностный характер из-за
рассредоточенности
внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому;
_ трудности связаны со сложностью фиксации внимания на
работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной
объективностью оценки их ответов.
|
Парная
|
_развивается
диалогическая речь;
|
|
Групповая
|
_
повышается учебная и познавательная мотивация;
_снижается уровень тревожности
учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то
задач;
_в группе выше обучаемость,
эффективность усвоения и актуализации знаний;
_улучшается психологический климат в классе.
|
трудности комплектования групп и организации
работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно
разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его
изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные
нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
|