XXI век - век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И наша задача - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе. В современной литературе много внимания уделяется проблеме использования информационных технологий на уроке в средней школе, не затрагивая среднее профессиональное образование. Эффективность применения ИКТ зависит от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска среди всего многообразия видов ИКТ тех, которые оказываются эффективными при повышении как лингвистической, так и коммуникативной компетенции обучаемых. Новизна проекта состоит в том, что перед преподавателем среднего профессионального учебного заведения открываются большие возможности в организации учебной деятельности студентов с применением информационных технологий. Через приобщение к новым информационным технологиям происходит самореализация скрытых талантов студентов, а также и самих преподавателей, возможность идти в ногу со временем и быть востребованным по окончании колледжа на рынке труда. Исследование было направлено на преодоление следующих существенных противоречий: 1) между накопленным потенциалом информационных ресурсов по иностранным языкам и их слабой востребованностью в учебных целях; 2) между традиционными (без применения ИКТ) занятиями и необходимостью повышения эффективности учебного процесса посредством использования информационно-коммуникационных технологий и ресурсов. Объектом данной работы является процесс обучения английскому языку в группах III курса в условиях современной информационной среды. Предметом работы являются средства ИКТ и методы их применения, обеспечивающие эффективность развития лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемых. В связи с этим проблема исследования заключается в правильной организации учебной деятельности по иностранному языку в колледже с использованием ИКТ, повышающей эффективность обучения. Целью данной работы является разработка методики применения ИКТ при организации и проведении занятий по иностранному языку в колледже, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемых. В соответствии с проблемой и исходя из целей и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи: 1) изучить основные факторы эффективного использования образовательных технологий на занятиях по иностранному языку, 2) раскрыть методы работы с современными технологиями, 3) обобщить результаты использования ИКТ в разработке занятий. Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно повысит эффективность учебно-воспитательной деятельности за счет: -доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса; -процесса создания/расширения медиатеки, ориентированной на решение коммуникативных задач. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: - теоретические: анализ и синтез педагогической, методической литературы по вопросам исследования; обобщение, сравнение, моделирование содержания обучения; - методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ деятельности студентов. Срок реализации проекта - 3 месяца. Состав участников эксперимента – студенты III курса Чебоксарского педагогического колледжа им. Н.В. Никольского. Данная работа может быть полезна как преподавателям средних профессиональных учебных заведений, так и учителям общеобразовательных школ. Проблему внедрения современной компьютерной техники в различные сферы человеческой деятельности изучали и раскрыли в своих работах такие авторы, как Кирко Ир.Ник.[5], Овсишер Г.М. [11], Моисеева М.В., Полат Евг.Сем., Нежурина Мар.Игорев. [10] и другие. В "Словаре методических терминов” Азимов Э.Г., Щукин А.Н [1], дается следующее определение: информационные технологии – это "система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров. Понятие ИКТ - грамотность предполагает овладение такими умениями и навыками работы с информацией, как определение, управление, интегрирование, оценивание, создание и передача. Мы, преподаватели средней профессиональной ступени обучения, должны формировать у студентов информационную компетенцию. Сегодня, как никогда, от человека требуется умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. Формированию и развитию цифровой грамотности студентов может способствовать активная интеграция ИКТ в преподавание отдельных предметов, английского языка, в частности. Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку, автор Иванова Нат .Влад. [4] предлагает следующие наиболее эффективные способы: 1. Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка (современный, живой язык, возможность изучения другой культуры, получать знания из «первых рук») 2. Участие в текстовых и голосовых чатах (хотя этот вид деятельности и вызывает наибольший интерес, но, к сожалению, этот пункт не всегда работает в местах с недостаточно хорошей связью) 3. Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность подготовиться к экзаменам, участию в конкурсах и олимпиадах). 4. Получение самообразования на курсах бесплатного обучения. Для преподавателя - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с коллегами (Виртуальные методические объединения). Наряду с открывающимися перспективами использования в учебном процессе компьютерной техники, существует ряд проблем. Как считает автор Овсишер Г.М., [11], один из барьеров на пути интеграции технологий заключается в трудности, которую испытывают преподаватели при выборе нужного программного обеспечения. Преподаватели, только приступающие изучать технологии, могут испытывать потребность в помощи для определения нужного для их учебных целей мультимедийного оборудования и адресов сайтов сети Интернет: из-за огромного числа сайтов. Недостаток времени и опыта, не позволяющие принять правильное решение о том, какой продукт или сайт имеют действительный потенциал для благоприятствования учебным целям. Вторым серьезным препятствием, по мнению того же автора, на пути внедрения компьютерных технологий обучения является немалая цена лицензионного программного обеспечения. Ознакомившись с возможными трудностями, возможно следующее их решение: в процесс выбора программного обеспечения следует вовлекать команды преподавателей. Учителя, работающие вместе, могут планировать учебные проекты, разрабатывать и применять критерии для выбора программного обеспечения или сайтов сети Интернет. В последнее время некоторые преподаватели нашего колледжа используют на занятиях компьютерные обучающие программы как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала. Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый студент работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку. Такая помощь может оказываться не только другими учителями, но и студентами, обучающимися на специальности «Программное обеспечение». Во многих учебных заведениях технологии недоступны всем учителям. Выход в сеть Интернет может быть возможен только с некоторых компьютеров. Но в нашем колледже организованы бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров, которые могут посещать и преподаватели колледжа. Преподаватели иностранного языка колледжа настояли на выделении компьютерных классов 2 раза в неделю для проведения занятий по иностранному языку. В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. В последние годы благодаря развитию мультимедийных технологий появилось большое количество обучающих программ по английскому и другим языкам. Среди таких можно назвать говорящий словарь "Первая тысяча слов по-английски" Московского института новых технологий в образовании, "Golden English", "Профессор Хиггинс" и многие другие. Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют студентов к активной работе на занятии, которое длится 90 минут. Авторы Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. [10] предлагают выделить следующие формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка: 1. Изучение лексики. При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д. 2. Отработка произношения: многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы студент повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и студента, при сравнении которых видны все неточности. 3. Обучение диалогической речи проходит в 3 этапа: знакомство с диалогом, разучивание диалога, инсценирование диалога. 4. Обучение письму: этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. 5. Отработка грамматических явлений: все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур. При организации занятий с применением Интернет ресурсов, я и мои коллеги соблюдают следующую последовательность разработки заданий: 1. Необходимо просмотреть учебный курс и выделить задания, которые не очень успешны на уроках в вашей группе, которые не мотивируют студентов и не вызывают у них интереса. 2. Проанализировать недостатки этих заданий, которые имеют область улучшения при помощи Интернета. Например: письма на основе электронной почты, которые не имеют реальных адресатов или задания на обсуждение фильмов, которые никто и никогда не смотрел. Подумать, как ресурсы Интернета могут помочь сделать эти задания более интересными и полезными для студентов. 3. Последующий шаг- найти область или сайт, который желательно использовать, например чат, рассылку, или веб-сайт. 4. Выбрав область или сайт, можно перейти к этапу проектирования задания, которое будет отвечать, поставленным целям. Разрабатывая задание, нужно помнить, что оно не должно просто интерпретировать то, что можно было сделать и без Интернета. урок иностранного языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию преподаватель может поручить студентам. Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив студентам на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. На данный момент мы разрабатываем со студентами IVкурса такой вид работы, который они представят на зачетном занятии в конце семестра. Очень важно студентам почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы. Иногда целесообразно организовать работу на компьютерах в парах. При этом работа эффективнее, если один владеет ИК технологиями, другой более подготовлен по учебному предмету. Работа студентов за компьютерами способствует индивидуализации обучения: более подготовленные студенты обучаются ускоренными темпами, выполняют большее количество заданий повышенной сложности, минимально прибегая к помощи учителя. В то же время, студенты с более низкими темпами обучения получают больше внимания со стороны педагога. Таким образом осуществляется принцип доступности учебного процесса, Организация Интернет-заданий обычно проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в группе вне сети Интернет: 1. Подготовка - развитие навыков говорения, актуализация ранее полученных знаний, изучение слов, мотивация учащихся и настрой на дальнейшую работу, 2. Работа в сети Интернет - поиск в сети Интернет, чтение и письмо, поиск специфичной информации и занесение ее в бланки для ответов, поиск ответов на вопросы и т.д. 3. Работа в группе вне сети Интернет - обмен полученной информацией и обсуждение того, что студенты нашли, узнали во время работы в сети Для подтверждения эффективности использования ИКТ на занятиях по иностранному языку были проведена исследовательская деятельность, которая включила в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий этап эксперимента позволил определить степень исходного уровня знаний по английскому языку, предусмотренных программой. В констатирующем эксперименте участвовали студенты третьего курса двух учебных групп специализации «Социальный педагог» (гр.37ИС) и «Учитель информатики» (гр.34ИНФ). Цель эксперимента - выявить уровень владения знаниями по предмету на данном этапе обучения. Констатирующий этап эксперимента состоял из выполнения диагностирующего теста. Задания выполнялись самостоятельно, без предварительного объяснения. Во время проведения первого эксперимента были поставлены следующие задачи: 1) сравнить уровень знаний по предмету в обеих группах, 2) определить экспериментальную группу для проведения формирующего эксперимента. Средний балл в контрольной группе составил 3,9, а в экспериментальной группе – 3,8. Результаты тестирования показали, что уровень знаний в обеих группах практически одинаковый. Были сформированы экспериментальная (гр.37ИС) и контрольная (гр.34ИНФ) группы. В контрольной группе занятия проводились по традиционной программе, в экспериментальной группе с использованием ИКТ на отдельных этапах уроков. При проведении формирующего эксперимента изучалась тема «Еда. Здоровое питание.», рассчитанная на 16 учебных часов (8 недель). Для проведения этого этапа эксперимента автором исследования было скорректировано тематическое планирование, в ходе которого было предусмотрено использование ИКТ на разных этапах обучения. Кроме того, были изменены способы подачи материала, уточнены методические приемы и т.д. Цель формирующего этапа педагогического эксперимента: разработать и экспериментально проверить эффективность использования ИКТ на уроке английского языка. Во время проведения данного эксперимента были поставлены следующие задачи: 1) экспериментальная проверка эффективности ИКТ; 2) формирование специальных знаний, умений и навыков работы с ИКТ; 3) оказание содействия в развитии творческих способностей. В ходе исследования были использованы следующие средства ИКТ: презентации Power Point, видеоролик с сайта www.Youtube.com, поиск дополнительного материала самими студентами по заданной теме и распечатки материалов из ресурсов Интернет, отредактированные в Word, компьютерная обучающая программа Speak English (аудирование, дидактические задания), Все формы работы по данной теме в обеих группах представлены в таблице. Открытое занятие по данной теме в экспериментальной группе было дано для преподавателей цикловой комиссии иностранных языков колледжа. По окончании формирующего эксперимента в обеих группах был проведен контрольный срез знаний по пройденной теме с одинаковыми заданиями. Так, средний балл в контрольной группе по результатам тестирования оказался 4,0, а в экспериментальной группе он составил 4,2. Результаты практической части эксперимента по каждой группе отражены в гистограмме. Кроме того, студенты экспериментальной группы выполняли предлагаемые задания с большим интересом и вниманием, чем студенты контрольной группы. Таким образом, проведенные исследования показали, что использование ИКТ при изучении и закреплении нового материала более эффективно и увлекательно, чем проведение традиционных занятий. Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Студенты уверенно используют ИКТ для доступа к информации, анализа и интерпретации её. Успешному развитию информационной компетентности студентов способствует, прежде всего, овладение самими преподавателями информационной компетентностью. Результаты проведенного эксперимента показали, насколько использование ИКТ на уроке «оживляет» процесс обучения, делая его намного интереснее и непринужденнее, тем самым пробуждая желание у студентов изучать английский язык. Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса и обеспечит формирование иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого за счет принципа доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса и процесса создания медиатеки (отображена в приложении). Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения. Перспективы использования ИКТ учителем английского языка. · Переписка учителя и студентов с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты · Создание сайтов и презентаций (Power Point Presentations): они могут создаваться совместно учителем и студентами и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями. · Обмен учителя методическим опытом с коллегами других учебных заведений · Электронные публикации рефератов, статей в Интернете
|