Среда, 01.05.2024, 07:28

Мой сайт

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В послании президента Д.А. Медведева Федеральному собранию говорится: "Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
Но что ещё более важно - для пополнения школ новым поколением учителей". Активное вхождение России в глобальную мировую систему, в том числе и в мировое образовательное пространство, включение России в Болонский процесс требуют изменения методологии образовательного процесса, пересмотра критериев качества образования, обеспечение условий формирования социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста.
Отток наиболее работоспособных педагогов из школы в другие сферы особенно актуален для системы языкового образования. Сложность данных процессов заключается в том, что невозможно сориентировать будущих учителей иностранного языка на работу по специальности, не осуществив соответствующей подготовки, обеспечивающей формирование их профессиональной направленности, которая подразумевает готовность учителя к выполнению всех функций профессиональной деятельности, а не только собственно овладением языком.
Особенностью деятельности многих средних специальных учебных заведений (ССУЗ), в том числе и педагогического колледжа, является ориентация на когнитивную составляющую целей образования, отраженную в ФГОС ВПО третьего поколения, т.е. наблюдается ориентация на достижение определенной совокупности компетенций, а именно, формирование определенного объема профессиональных знаний, умений, навыков.
В современной системе профессионального педагогического образования в качестве приоритетного направления рекомендован компетентностный подход к подготовке будущего специалиста-учителя. Контекстное обучение предполагает освоение профессиональных умений в различных видах деятельности студентов: собственно-учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает «погружение в профессиональную деятельность» через механизмы самопрограммирования и самореализации. Одной из форм контекстного обучения является квазипрофессиональная деятельность, в которой студенты выходят за границы «вычерпывания» информации в рамках узкой темы занятия, а путем включения в моделируемые ситуации решают профессиональные задачи и вопросы социального взаимодействия. Квазипрофессиональный опыт способствует развитию у студентов не только познавательной активности, но и профессиональной мотивации, обеспечивая включение профессии в качестве культурного элемента личности студента. Квазипрофессиональная деятельность - это моделирование, создание реальных педагогических ситуаций. Учитывая то, что сегодняшние наши студенты – это вчерашние учащиеся, не представляет особого труда смоделировать конкретные ситуации, возникающие на уроках английского языка в школе, в частности, при изучении грамматического материала. Не секрет, что этот аспект, как правило, для современных учащихся при традиционном изучении является самым скучным. Именно поэтому студентам предлагается преподнести материал доступно, в занимательной форме. На этапе совершенствования навыков предлагается использовать различные сайты Интернета.
Имеющиеся технические и методические ресурсы не только позволяют совершенствовать свои языковые навыки, облегчить поиск информации, но и познакомиться с опытом других людей и сделать в целом процесс формирования компетенций более осмысленным, интерактивным и эффективным. Основные требования к потенциальному «учителю» следующие: самостоятельный выбор темы и типа урока, разнообразие методов и средств обучения, использование мультимедийных технологий. На наш взгляд, здесь уместна и технология взаимообучения ( P2P Peer to Peer- «равный с равным»), которая заключается в установлении контактов между двумя обучающимися с целью ими изучения одной области знаний или разных аспектов знаний при условии, что каждый из обучающихся владеет теми знаниями, которые интересуют партнера.
Этим одним может быть не только студент нашего колледжа, но и студент другого учебного заведения или даже учитель школы. Чаще всего студенты работают группами, совместно готовят и обобщают материал, и кто-то один исполняет роль учителя. Главное - чтобы в этой роли не боялся выступить и смог точно донести до слушателей разработанный материал любой представитель группы.
Далее студенты делают анализ увиденного и услышанного, вносят свои коррективы, отвечают на вопросы, выбирают наиболее уместные и эффективные приемы работы, оценивают сыгранную роль. Таким образом, формируются такие навыки профессиональной работы как способность быстро и качественно ориентироваться в профессиональной деятельности, чувство уверенности в профессиональной деятельности, принадлежность профессиональному кругу, любовь к своему предмету, владение конъюнктурой профессиональной деятельности.
Одной из проблем, связанных с формированием профессионально компетентной личности, является переход студентов от учебной к профессиональной деятельности в рамках педагогической практики. Именно в процессе педагогической практики происходит формирование целостной структуры профессиональной деятельности педагога на основе интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии, обеспечивая логическую завершенность профессиональной подготовки студентов. Как показывает многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наиболее часто возникающие проблемные ситуации по организации и проведению студентами уроков, зависят, в первую очередь, от недостаточности их практической подготовки и страхом выступления перед коллективом слушателей.
 Несмотря на достаточно глубокую теоретическую подготовку по предмету «Теория и методика обучения иностранному языку», и развитые языковые и речевые навыки, студенты зачастую не готовы к самостоятельному ведению уроков английского языка, что мы связываем с несформированностью их профессиональной компетенции. Решением этих проблем, по нашему мнению, также служит квазипрофессиональная деятельность на уроках первого и второго курсов.
Специальная подготовка материала преподаваемой дисциплины в зависимости от особенностей будущей профессиональной деятельности студентов, где происходит моделирование реальных учебных ситуаций с профессиональным содержанием, помогает студентам подготовится к выходу на педагогическую практику, минуя этап боязни и неуверенности в своих силах и знаниях в стенах колледжа. Этап «проживания» урока в качестве учителя позволит студентам не просто учиться, а научиться учить, что для будущего педагога является ведущим профессиональным качеством.
В дальнейшем, в ходе самостоятельной трудовой деятельности специалист должен продолжить развитие именно тех компетенций, которые будут востребованы при реализации его профессиональной деятельности, что неизбежно приведет к дальнейшему повышению их уровня сформированности. Каждый человек сегодня должен быть организатором процесса развития своих компетенций. Он должен отказаться от роли потребителя знаний и стать активным субъектом-созидателем процесса разработки индивидуальной траектории образования, определения конкретных компетенций, а также требующихся ему для их освоения дополнительных информационных ресурсов и умений. Стремление к самообразованию, совершенствованию - вот, главное к чему должна привести правильно организованная квазипрофессиональная деятельность.
Таким образом, использование на уроках квазипрофессиональной деятельности способствует формированию у студентов таких факторов компетентности будущих специалистов как: - развитие профессионально важных качеств, воспитание профессиональной позиции; - получение опыта самостоятельной профессиональной деятельности; - формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности, профессионального саморазвития; - выдвижение цели формирования компетентности в качестве основной педагогической задачи.
ЛИТЕРАТРУРА
1. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к IV заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 года / А.А. Вербицкий. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности, как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Ученые записки. – 2007.- №10(32). .
3. Зязина, Т. В. Квазипрофессиональные технологии обучения в подготовке будущих педагогов / Т. В. Зязина // Проблемы научной организации образовательного процесса в медицинском вузе : материалы 1 межрегион. науч-практ. конф. – Воронеж: ВГМА, 2006.
Категория: Мои статьи | Добавил: fonata (08.01.2011)
Просмотров: 9607 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: